freesmi_by (freesmi_by) wrote,
freesmi_by
freesmi_by

Categories:

Тайна гибели Михаила Лермонтова. Часть I

<input ... >

Летом 1841-го у подножья горы Машук под Пятигорском произошла трагедия, потрясшая всю Россию — на дуэли убит Михаил Лермонтов. Обстоятельства поединка сразу засекретили. Что власти хотели скрыть от общественности? Зачем создавать вокруг этого дела такую таинственность? Существует множество разных версий, но современные исследователи считают, что имело место умышленное убийство. После смертельного выстрела истекающий кровью поэт до полуночи лежал под ливнем, пока за телом не приехала полиция.


М. Лермонтов. Фото: avatars.mds.yandex.net

Лермонтов и его предполагаемый убийца — Мартынов дружили с детства. Окружающие были уверены, что их ссора закончится примирением и были ошеломлены результатом поединка. Один из очевидцев записал в воспоминаниях: «Мы ждали их с шампанским. Вот они обменяются выстрелами и помирятся. Получилось по-другому. Почему – непонятно».


Что же послужило причиной такой неоправданной жестокости? Почему умирающего поэта секунданты оставили в одиночестве? Почему друзья в одночасье стали непримиримыми врагами? Кто спровоцировал дуэль, и что стало ее истинной причиной? Историки до сих пор ломают голову и не могут прийти к однозначному мнению.


Средь шумного бала


В мае 1841-го поручик М. Лермонтов заехал в Пятигорск. Ему предстояло служить в Тындинском пехотном полку, поэтому несколько дней романтического отдыха были, как нельзя кстати. Он снял небольшой уютный домик, предвкушая приятное времяпровождение и незатейливые провинциальные развлечения. На весь город славились вечеринки в особняке отставного генерала Верзилина, не жалевшего средств для исполнения желаний своих трех симпатичных дочерей.


Николай Мартынов. Рисунок Томаса Райта 1843г. Фото: rapeutation.com

Поручик стал завсегдатаем и не пропускал ни одного приема. Основной контингент гостей составляли молодые люди, приехавшие на воды с единственной целью, как сейчас говорят, «отдохнуть по полной программе». Основные версии конфликта, спровоцировавшего дуэль М. Лермонтова и Н. Мартынова, опираются на события, произошедшие в этом гостеприимном доме.


13 июля 1841-го. Очередная молодежная вечеринка. Девушки требуют танцев и музыки. Князь Трубецкой что-то наигрывает на рояле. Рядом с инструментом стоит Мартынов, по обыкновению одетый в черкеску. На поясе красуется старинный кинжал.


Он был отставным майором. Форму не носил, но хотел выглядеть перед дамами бывалым воином. Приятели не упускали случая пошутить по этому поводу. Нечто подобное произошло и в этот вечер. Михаил Юрьевич и брат А. Пушкина – Лев Сергеевич, — устроившись на диване, весело обсуждали нелепый наряд своего друга. Музыка звучала довольно громко, и никто не слышал, о чем именно они говорят. Неожиданно мелодия прервалась и в гробовой тиши на весь зал громогласно прозвучала реплика Лермонтова, сказанная по-французски. Русский перевод выглядит вполне безобидно «Горец с огромным кинжалом».


Мартынов побледнел и сказал: «Я просил вас не употреблять своих шуток в мой адрес при дамах». Вероятно, он увидел здесь какой-то другой, фривольный смысл. Да и произнесена эта фраза была во всеуслышание с соответствующей интонацией. С этого момента версии о причинах дуэли начинают расходиться в разные стороны.


Обидчивый и завистливый


Чаще других звучит мнение о запредельной обидчивости и завистливости Николая Мартынова. Но с Лермонтовым их связывали давние теплые дружеские отношения, которые предполагали взаимные подшучивания. Никакой злобы или зависти между довольно молодыми людьми не было.


Уже почти два века давний поединок лежит фамильным проклятием на роду Мартыновых и все это время биографы ищут возможности объяснить выстрел у горы Машук и найти истинную причину дуэли. Ведь должно было случиться что-то из ряда вон выходящее, чтобы прежние закадычные друзья превратились в заклятых врагов?


Николай Мартынов в Черкесске. Фото: topwar.ru

Колкие шутки в те времена не были редкостью. В моду вошли сатирические эпиграммы, соленый юмор которых порою нарушал существовавшие нормы приличия. В высшем свете даже родилось своего рода негласное соревнование, кто кого перещеголяет в сочинении подобных опусов. Лермонтов был среди лидеров, но никто не воспринимал его творчество в штыки, а уж тем более приятели. Гению прощалось многое.


По свидетельству очевидцев, Мартынов искренне обрадовался старому другу, неожиданно оказавшемуся в Пятигорске. Они были людьми одного круга старых дворянских родов и близко сошлись еще в Школе юнкеров. Следуя за модой, оба начали писать стихи. Спустя несколько лет гениальное творчество одного из них разительно отличалось от юношеской забавы другого. Возможно, причиной роковой дуэли стала банальная зависть, своеобразный комплекс Моцарта и Сальери?


Мартынов не убийца


Из медицинского заключения: «…пистолетная пуля, вошла в тело справа под последним ребром. Прошла сквозь оба легких и вышла через мягкие ткани левого плеча. От этой раны поручик М. Лермонтов мгновенно скончался на месте поединка…». Получается, что пуля прошла снизу вверх под углом примерно в 35 градусов. Но как это возможно, если противники стояли лицом друг другу?


Дуэль Лермонтова и Мартынова. Фото: sntch.com

Так появляется версия о том, что смертельный выстрел сделан вовсе не Мартыновым. Но кто в таком случае мог быть заинтересован в убийстве? По воспоминаниям современников вольнолюбивого поэта после стихов «на смерть Пушкина» с трудом терпели при дворе.  Помните: «… вы жадною толпой, стоящие у трона, свободы гения и славы палачи…».


«Людям у трона» да и самому императору все это вряд ли могло понравиться. К тому же у Николая I был и личный повод для неприязни, частично связанный с ревностью. Императрица безумно любила гениального юношу. Скорее, конечно, не его самого, а творчество.


В советское время версия политического убийства была очень популярна. Некоторые исследователи прямо утверждали, что рукой наемного убийцы управлял лично Николай I, а Н. Мартынов лишь невольно создал подходящий момент для расправы. Его пуля пролетела мимо, а роковой выстрел произвел некто третий, стрелявший из укрытия.


Сторонники такого развития событий опираются на серьезное основание — медицинское заключение, описывающее странную траекторию полета пули. В свою очередь полицейский протокол почему-то сообщает сведения об орудии убийства только в общих чертах. Невольно возникает ощущение, что следователь намеренно скрыл важные детали. Может он получил соответствующее указание сверху?


В протоколах написано, что дуэлянты использовали «кремниевую пару крупного калибра работы Кухенройтера» — представителя известной династии немецких оружейников, известной с XVIII века. Между тем, традиционным оружием для поединков в то время были парадные дуэльные пистолеты с вензелями, которые торжественно извлекали из коробки непосредственно перед началом сражения.


Походный «Кухенройтер» считался боевым оружием с высокой поражающей способностью. Убойная сила была таковой, что валила наземь тягловую лошадь, и в разы превышала возможности дуэльных модификаций. Пистолеты для поединка готовили и проверяли секунданты. С трудом верится, что они умышленно отошли от общепринятых правил и выбрали столь мощные пистолеты, тем более, что свинцовые пули были запрещены Гаагской конвенцией в 1799-м из-за тяжелого поражающего действия.


Пистолет Кухенройтера. Фото: davide-pedersoli.com

В России всё дульнозарядное оружие, а другого в лермонтовскую эпоху попросту не было, сегодня официально запрещено, как особо опасное. Поэтому эксперты отправились в Германию на соревнования любителей старинного оружия, которые продемонстрировали реальные возможности классического походного «Кухенройтера». Для эксперимента была взята  мишень, толщиною в пять 20-миллиметровых сосновых досок.


После выстрела свинцовая пуля застряла в третьей по счету. Это означает, что человеческую плоть она бы пронзила насквозь. Другими словами, после точных попаданий шансы остаться в живых у дуэлянтов были минимальными.


Еще один эксперимент


Современные исследователи провели еще один уникальный эксперимент, чтобы убедиться в том, что пуля из пистолета Мартынова могла войти в тело Лермонтова под необычным углом в 35 градусов снизу вверх. В противном случае они получали косвенное подтверждение того, что на площадке присутствовал еще один неизвестный стрелок, произведший смертельный выстрел из укрытия.


Для этого были созданы условия, максимально близкие к тем, что были под Пятигорском летом 1841-го. Примерно похожий ландшафт. Пистолет «Кухенройтер» того времени, то же самое расстояние между противниками и позы, в которых, по описанию секундантов, находились дуэлянты: Лермонтов поднял вверх руку с пистолетом, чтобы дым и горящий порох не обжигали лицо, и спустил курок. Мартынов ответным выстрелом попал ему в правый бок.


Во время эксперимента пуля действительно прошла сквозь тело силиконового манекена по похожей траектории, ранее описанной в медицинском заключении. Данный факт позволяет полностью исключить версию о неизвестном стрелке. Но тогда получается, что отставной майор хладнокровно убил своего лучшего друга, беззащитно стоявшего перед ним в десяти шагах с поднятой рукой.


Убийца Мартынов


Лермонтов стрелял в воздух, рассчитывая на примирение и такой же ответный выстрел. Так часто заканчивались дуэли: все формальности соблюдены, честь не пострадала, и вреда никто не получил. Но Мартынов явно не хотел мирного исхода. Очевидно, что он стрелял, чтобы убить и так долго прицеливался, что А. Столыпин крикнул: «Стреляйте или я вас разведу!».


Алексей Столыпин «Монго» дружил с поэтом еще со Школы юнкеров и приходился ему двоюродным дядей. Он всячески старался остановить поединок, но согласно дуэльному кодексу право на ответный выстрел сохранялось, даже если один из противников выстрелил в воздух.


Алексей Столыпин «Монго». Фото: img-fotki.yandex.ru

Уже на следующий день весь Пятигорск говорит о том, что Н. Мартынов негодяй и подлец. Еще вчера он был жертвой дерзкого шутника, а наутро стал расчетливым убийцей. Известно много дуэлей с трагическим исходом, но в каждом таком случае либо жестокость имела весомый мотив, либо смерти были случайными. В данном случае имело место умышленное убийство человека, который не угрожал противнику.


Но почему тогда секунданты путались в своих показаниях и намеренно увеличили расстояние между противниками с 10 до 15 шагов? Они не сказали следователю, что Лермонтов выстрелил в воздух первым и стоял с высоко поднятой рукой. Промолчали и о том, что Мартынов произвел выстрел уже после счета «Три!», а это по всем правилам считалось завершением дуэли.


Они боялись наказания, поскольку дуэли официально запрещены? Вряд ли. Дела дуэлянтов крайне редко доходили до суда или заканчивались нравоучениями. Возможно, они стыдились того, что невольно стали соучастниками убийства, которое произошло из-за их бездействия и фактически молчаливого согласия. Бесчестный проступок навсегда останется несмываемым путем на репутации и закроет все жизненные перспективы. Отсюда естественная потребность выйти чистым из воды. Лермонтову ведь уже ничем не поможешь.


Продолжение



https://freesmi.by/byloe/333649
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments